среда, 15 декабря 2010 г.

Увольнение: стратегия win-win (выигрыш-выигрыш)

Автор: Алексей Сухов, Консалтинговый центр "Паддада"
Каждый из нас хоть раз в жизни устраивался на работу и увольнялся с работы. И нам кажется, что, в общем-то это просто - написал заявление, в нужный день пришел на новую работу (или не пришел на старую), и жизнь продолжилась как ни в чем не бывало. Но вспомните свои ощущения. Все совсем не так. Если, конечно, вы не легки на подъем и не меняете работы по десятку за год. Как правило, смена работы для человека является стрессом, и ошибочно думать, что стрессом только с одной стороны - стороны устраивающегося на работу (или увольняющегося с нее). В какой-то степени это испытание и для работодателя.
О том, как грамотно увольняться и грамотно увольнять, а также принимать на работу, мы и поразмышляем в этой статье.
«Уволен с занимаемой должности по собственному желанию». Именно эту фразу чаще всего можно встретить в трудовых книжках соискателей. Скорее всего, при устройстве на новую работу менеджер по персоналу уделит этой записи пристальное внимание – какие обстоятельства стоят за этой формулировкой, какие причины вызвали желание уволиться, и было ли оно на самом деле добровольным. Чтобы избежать неприятностей и лишних нервов, важно знать и применять несложные правила комфортного увольнения с работы.
Во – первых,  подумайте несколько раз – нужны ли вам перемены в жизни, взвесьте насколько серьезно ваше решение покинуть компанию.
Не стоит подавать заявление об уходе сразу после ссоры с начальником. Поддавшись эмоциям, вы можете серьезно ухудшить для себя ситуацию и не только в психологическом, но и в экономическом плане.
Как бы Вам ни было больно и обидно, стоит постараться сохранить добрые отношения с начальством или же хотя бы немножко улучшить их (если конфликт достиг высшей точки). Никто не знает, когда и при каких обстоятельствах вы встретитесь вновь. «Сегодня на собеседованиях от соискателей все чаще требуют предоставить рекомендации с прошлого места, – замечает Анна Сотскова психолог, менеджер по подбору персонала консалтингового центра «Паллада». -  А какие Вам рекомендации могут дать, если вы ушли с работы со скандалом? Правильно - хорошую не дадут, а плохая вам не нужна».
С этой точки зрения увольнение можно рассматривать как некий «трамплин» для будущего трудоустройства. Подобный взгляд помогает избегать многих трудностей, оставаться в хороших отношениях как с коллегами, так и с начальством, а также соблюдать правила бизнес - этики, а это высоко ценится в любой деятельности.
Многие, задумав сменить работу, задаются вопросом, стоит ли сообщать о своем решении руководству. Конечно, все можно сделать по-тихому – рассылать резюме, посещать профильные мероприятия. Тут важно, что бы ваши действия не привлекли внимания начальника и коллег. Для этого стоит пользоваться услугами авторитетных кадровых агентств. Они придерживаются принципов профессиональной этики и ни в коем случае не известят вашего работодателя о том, что вы собираетесь покинуть компанию.
Как бы ни складывались отношения в коллективе, единственно верным представляется путь заявить о своих намерениях. Честность тут будет лучшей политикой – в любом случае, готовили ли вы переход на другую работу уже давно, или это случилось, что называется, «вдруг». А в случае этого «вдруг» - подумайте об истинных мотивах вашего желания. Возможно, в вас говорят сиюминутные обида или «в другом месте уж всяк будет лучше, чем здесь». Вас не устраивает зарплата? Условия работы? Донесите эту свою мысль до начальства, обсудите, что вас не устраивает, к чему вы стремитесь. Многие увольняются потому, что элементарно не могут сказать руководству, что они чем-то недовольны. Даже если у вас с руководством напряженные отношения, ваша открытость может быть оценена, и если в вас заинтересованы, то попытаются найти компромисс.
Сейчас проведено множество психологических и социологических исследований по поводу причин увольнения. И как не странно, на первом месте стоит невозможность простроить отношения с руководителем или с коллегами. Также исследования показали, что материальное благополучие находится на третьем месте в приоритете граждан, а на втором - самореализация в работе. Большинство же людей стремятся работать там, где комфортнее и лучше, интереснее и перспективнее, а не там, где можно получить «здесь и сейчас» больше денег.
Профессиональные менеджеры-психологи кадровых служб выделяют критический срок пребывания специалиста в одной компании. Он составляет семь лет. Как правило, ближе к этому сроку у людей начинается переоценка собственной значимости в данной фирме. Особенно это сильно проявляется у людей творческих, им становится скучно на одном месте. Начинают возникать вопросы: а может, я расту быстрее, чем компания? Есть ли перспективы роста, согласно моим знаниям, опыту и умениям? Возникает усталость, что отрицательно сказывается на деятельности. Если уйти в таком состоянии, то можно надолго остаться без работы, опустив руки, забыв про карьеру и репутацию. Тут можно посоветовать выбрать стратегию дауншифтинга.
Классическое западное определение дауншифтинга - это добровольный отказ от высокой должности и доходов, ради простой и неторопливой жизни в кругу семьи. В наших жизненных условиях это может быть просто снижение рабочих нагрузок или кардинальная смена профессии.
Итак, решение принято, с начальством поговорили, планы на будущее более или менее построили. Остается только отработать положенные по закону две недели. Тут важно не пустить все на самотек. Как бы не выстраивались ваши отношения в компании - неожиданно все бросать не стоит. Лучше, договорившись о плановом расставании, спокойно завершить все дела и передать их преемнику. Подобное отношение сослужит вам добрую службу в будущем.
Увольнение — сложный процесс, тяжело переживаемый не только сотрудниками, но и организацией в целом. На самом деле, если человек уходит по собственному желанию, это создает много проблем для организации. Нужно найти нового работника, обучить его, дать время на адаптацию. В компаниях, где ставка делается не на текучесть кадров, а на профессионализм, лояльность и длительное эффективное сотрудничество, все понимают экономические минусы такой ситуации.
Наиболее тяжелым событием для любого человека является увольнение по инициативе компании. И неважно, происходит ли оно в связи с сокращением штата или с претензиями к самому работнику. Стресс, который возникает в подобной ситуации, может привести к депрессии или даже к агрессивному состоянию. В данном случае важно владеть навыками умелого проведения процедуры сообщения об увольнении и дальнейшей беседы по этому поводу.
Как ни странно, самый простой способ – известить работника письменно Обь увольнении. Вызывать его «на ковер» – далеко не самый лучший вариант. Он может спровоцировать негативные последствия. Работник может потерять уверенность в себе, возможность удовлетворять свои потребности в будущем, что может сказаться и на компании, из которой его увольняют. Негатив и стресс могут вызвать желание отомстить, подорвать репутацию компании, распустив о ней неблаговидные слухи. В худшем случае работник может даже начать «сливать» информацию конкурентам. Кроме этого, увольнение, проведенное грубо, может вызвать негативную реакцию у оставшихся сотрудников, которые сделают вывод, что рано или поздно с ними поступят так же. Это неизбежно приводит к снижению мотивации и лояльности к компании. Возможно также ситуация, когда за одним таким уволенным потянется вереница увольняющихся по собственному желанию.
Поэтому опытные специалисты по работе с персоналом советуют уделить большое внимание психологическому сопровождению увольнения работника. Есть несколько способов, чтобы обе стороны избежали чрезмерных переживаний при увольнении, чтобы работник не ушел озлобленным и не доставлял в дальнейшем проблем бывшему работодателю.
Одним из них является постановка конкретных задач работнику. При этом сразу же выявляется способность сотрудника к выполнению конкретных работ. Когда он сам понимает, что не справляется, сообщение об увольнении им воспримется легче.
В зарубежных странах принято проводить заключительное «интервью» и беседу с увольняющимся, во время которого человек устно или письменно отвечает на вопросы специалиста по работе с персоналом. Это позволяет не допускать в дальнейшем ошибок в отношении с сотрудниками и уменьшить траты на подбор и обучение персонала. В нашей стране подобная методика при увольнении приобретает популярность среди компаний, которые заботятся о своем имидже.
Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Начиная разговор, стоит перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны. Лучше указать, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Оно происходит по объективным обстоятельствам, а сам сотрудник здесь ни при чем. Здесь важно дать понять, что потеря работы еще не трагедия, а просто очередной этап деловой карьеры. Пусть работник с оптимизмом посмотрит на свое будущее, рано или поздно он найдет работу, способную открыть ему новые перспективы профессионального роста. Подобная обходительность благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству, оставшегося персонала и позволит укрепить положительный имидж и репутацию компании. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства и, скорее всего, они продолжат хорошо отзываться о компании среди знакомых, в обществе, в деловых кругах.
«Чтобы процедура увольнения прошла выгодно для обеих сторон, успешные компании, заинтересованные в своем развитии и положительном имиджи могут позволить себе аутплейсмент, - говорит Елена Тихонова, директор Консалтингового центра «Паллада».
Аутплейсмент, как вид консалтинговых услуг включает сопровождение, ориентацию на рынке труда, психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника. Чаще всего консалтинговые агентства, занимающиеся аутплейсментом, предлагают уволенным работникам специальные обучающие программы, направленные на развитие навыков правильного поиска работы или сами ищут новую работу для сокращенных сотрудников своих компаний-клиентов.
«Самое важное при увольнении — осознание этого процесса и получение удовольствия, – считает Елена Тихонова, директор Консалтингового центра «Паллада». – в любом случае, какой бы повод ни был для увольнения – это открывает для вас новые горизонты и возможности».

Комментариев нет:

Отправить комментарий